Войти
Городской информационный портал - Анапа.инфо
21 Ноября 2017
время 00:12
  • 59.6325
  • 70.3604
Новости Симферополя Новости Крыма Интервью Статьи Новости компаний Фоторепортажи
15 Апреля 2012
Античный памятник: новая экспозиция в музее Анапы

В историческом центре курорта Анапа, в непосредственной близости от Набережной, расположен уникальный археологический памятник – исследованная часть древнегреческого города Горгиппии. Северное Причерноморье в далеком прошлом было окраиной уникальной античной цивилизации, ставшей фундаментом европейской культуры. Феноменальность греческой культуры в значительной степени была обусловлена политической системой, в которой существовало эллинское общество, и формировалась его ментальность.

Полис – город - государство, с ограниченным количеством граждан, выборной властью, коллегиальностью правления и равными возможностями каждого – был идеальной средой для формирования свободной личности. Демократия как истинное народовластие была порождена полисной системой.

Идеалом греческой античности был человек, сочетающий в себе духовное благородство с телесным здоровьем и красотой, ум с энергией, благоразумие с мужеством, скромность с чувством достоинства. Человек, его земная жизнь, страсти и сомнения, стали главным событием и определяющей чертой греческой культуры. «Самое ценное для смертного – здоровье, затем – красота, еще – достойное богатство и молодость среди друзей». В числе важных жизненных ценностей были: юность, семья, счастье, безупречная репутация, материальное благополучие, обладание тем, что каждый любит. Культ тела в сочетании с разумными потребностями гражданина полиса, культ земной жизни, которая дана для наслаждения, основные составляющие античного антропоцентризма.

Свободное время было одной из главных ценностей в жизни эллина, а лучшей формой его проведения были пиры – симпозии. Именно на пиру греки уподоблялись своим богам. Греческая культура – это прославление наслаждения, веселья и радости жизни, любовных утех. Удовольствия как смысл истинной жизни, которые составляют счастье, стали девизом философской школы, основанной Аристиппом. «Греки были плохими политиками в своей короткой истории, но восхитительными творцами жизни», – такой была оценка потомков.

Рациональность греческой культуры стала причиной первой в истории систематизации знаний о природе, мире, мышлении. Грек ничего не воспринимал на веру, он все считал,  взвешивал, измерял, соотносил, определял, давал оценку. Каноничность в значении «совокупность правил», «совершенство», «образец», пронизывала все сферы античной культуры, включая человека, его тело, помыслы, жизнь.

Античные греки дали имена звездам, материкам и островам, морям и рекам, племенам и народам, наукам и болезням.

Греческая античность была состязательной по своему характеру. «Агон» – «состязание» – пронизывал все сферы жизни древнего эллина – политику, экономику, право, общественную жизнь, образование, литературу, искусство, спорт. Состязательность греческой культуры была одной из первопричин многочисленных достижений, обусловивших ее феноменальность в истории мировой цивилизации.

Каждый взрослый гражданин участвовал в суде и народном собрании полиса или имел право совещательного голоса в органах власти, заботился о процветании родного города. Одним из важнейших понятий греческой культуры был патриотизм.

Высоким смыслом всех деяний, подвигов и творчества была не личная слава, но слава города, из которого был родом герой, политик, спортсмен, ученый, поэт, драматург, оратор, художник.

Природа греками понималась как правящее начало всех вещей, именно она определяла судьбу всего сущего. Рассматривая и человека как часть природы, греки четко определили его место – «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих». Этот тезис представлял собой открытие человеческого индивида, конкретной и цельной личности, центра мироздания. Могущество человека выражалось в его свободе. Греческая свобода выражалась в соизмеримости человека всему сущему.

Умеренная во всем природа Греции воплощала главные эстетические принципы: меру, красоту и гармонию. В этом смысле вся греческая культура была природоподражательна. Каждое растение, родник, созвездие имели свою красивую легенду, всё живое дышало, слышало, чувствовало, мыслило.

Все основные мотивы греческих орнаментов – меандр, пальметта, бегущая волна, волюты, листья аканфа, овы, гирлянды, плющ, виноградная гроздь – были заимствованы у природы. Каждому явлению природы греки дали свое объяснение, оставив человечеству потрясающие по красоте мифологические сказания.

Воплощением мирового целого, мирового порядка, гармонии, закона, прекрасного, украшением мира, образцом для греков был Космос, округлость и шаровидность которого считались признаком любого совершенного тела. Гармоничное движение небесных сфер и светил, верили греки, рождает абсолютно совершенную мировую музыку, с которой природа и человек настолько слиты, что физически ее не слышат, но их жизнь и поступки подчинены ее ритмам.

Греческая культура была праздничной. Традиционные праздники в честь богов и героев исчислялись десятками, являлись источником вдохновения и стимулом для творчества. Им обязаны своим развитием многие виды греческого искусства.

Сочетание этих черт в античной культуре и является причиной ее феноменальности в истории человеческой цивилизации.

Северное Причерноморье было самой отдаленной окраиной античной цивилизации. Греки принесли сюда новейшие технологии, достижения науки и искусства, свои традиции в политической организации, экономическом укладе, общественной жизни, религиозных верованиях, и оказали огромное влияние на состояние жизни и развитие культуры в регионе.

Колонии основывались как независимые города-государства – полисы. Полис состоял из городского центра и сельскохозяйственной округи – хоры. Полис и хора представляли единое экономическое и политическое целое. Потеря хоры означала гибель полиса. Верховным органом власти в полисах было народное собрание граждан. Исполнительная власть осуществлялась коллегией архонтов. Рабочим органом народного собрания являлся выборный совет.

Ранняя греческая колония на берегу Анапской бухты была основана во второй половине VI в. до н. э., на земле местных племен – синдов. Поселение располагалось под корпусами нынешнего пансионата «Океан», исследовалось археологами в 1982 году.

Протяженность вдоль моря составляла около 400 м, оборонительная стена шириной 2, 4 м. окружала поселение. Исследователь Горгиппии, археолог, д.и.н. Алексеева Е.М. выделяет четыре строительных периода на этой территории  полиса, несколько пожаров, последний – начала IV в. до н.э., возможно, связан с событиями  присоединения Синдики к Боспорскому царству.

Находки из раскопок раннего города говорят об активной внешней торговле с городами Аттики, Фасосом, Самосом, Хиосом и другими центрами. Чернофигурная расписная амфора на кольцевом поддоне  с изображением сфинкса и трех сирен, происходящая из ионийского города Клазомены, датируется серединой VI в. до н.э.

К востоку от раннего поселения располагался его некрополь, который в значительной степени был поглощен поздним городом. Исследовано 23 погребения по обряду трупоположения и кремации. Для погребения младенца использована хиосская амфора VI в. до н.э. В качестве погребальной урны использован краснофигурный  кратер V в. до н.э. с изображением участников шествия Диониса – Силенов и менад с музыкальными инструментами, и юношей с посохами – на другой стороне. Среди жителей раннего полиса был  и «Филоксен, сын Келона, из Гелики с Пелопоннеса», известняковое надгробие которого найдено при раскопках. Из другого погребения V в. до н.э. с территории заповедника происходят два уникальных целых алабастра финикийского стекла.

Этот город просуществовал около 150 лет и погиб в пожаре начала IV в. до н.э. Синхронное по времени поселение  обнаружено под современной Алексеевкой, некрополи обнаружены в районе хуторов Воскресенский, Красная Скала, Красный Курган, Усатовой Балки, села Рассвет.

Античные источники дают несколько географических названий: «Синдская гавань, Синд, Синдик, деревня Синда». Вопрос о местонахождении этих пунктов (пункта) остается в науке открытым. Есть несколько точек зрения: одна – это ранний город на берегу Анапской бухты, другая – в районе дельты старого русла Кубани – Витязево или Благовещенская, третья – в районе озера Соленое и др.

Царь Левкон I (390 – 348 г. до н.э.) направляет в Синдику в качестве наместника своего брата Горгиппа, который прекращает опустошительные междоусобные войны и подчиняет синдские племена Боспору. После присоединения Синдики сюда устремилось боспорское население.

При Горгиппе осуществляется планировка жилых кварталов города, ведется строительство, развиваются ремесла и промыслы. По античной традиции, в его честь, как основателя, город получил название Горгиппия.

Экономической основой развития города и благосостояния его граждан было сельское хозяйство. В окрестностях Горгиппии выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу, зернобобовые культуры,  виноград, разводили овец, коз, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Было развито виноделие и рыбозасолочное производство.

В городе были развиты различные ремесла: каменотесно-строительное, керамическое, деревообрабатывающее, железоделательное, бронзолитейное, ювелирное, косторезное, кожевенное, прядение и ткачество.

Важную роль в экономике города играла торговля. Через гавань Горгиппии осуществлялся вывоз хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, привозилось вино и оливковое масло в амфорах, расписная чернолаковая  посуда, изделия из бронзы, мрамора, стекла, драгоценных металлов и камней, ароматические масла. Торговыми партнерами Горгиппии были Афины, города материковой Греции, центры средиземноморского бассейна (Хиос, Фасос, Родос, Лесбос, Книд и др.), причерноморские центры (Синопа, Гераклея, Херсонес и др.), города Боспора, варварский мир.

Горгиппия управлялась наместником боспорского царя через систему городских магистратур. Важную роль в жизни города играл Совет и Народ, различные союзы и объединения. Жители города поклонялись Зевсу, Посейдону, Деметре, Афродите, Гермесу, Дионису, Аполлону, Гераклу, многим другим богам  греческого пантеона, в честь которых сооружались величественные храмы и святилища, воздвигались статуи, устраивались праздники и  спортивные состязания.

Город погиб в пожаре в середине III века нашей эры в пожаре, под ударами варварских кочевых племен – союза готских племен. После этого жизнь на территории города в каком-то объеме возродилась и продолжалась до нашествия гуннов.

Раскопки в окрестностях Горгиппии начались более 150 лет назад.

Раскопки собственно городища Горгиппии начались в 1960 году. Первые подвальные помещения были обнаружены при строительных работах во дворе Анапского горисполкома (Набережная, 4). Совместными усилиями археологов Института археологии АН СССР (д.и.н. И.Т. Кругликова, д.и.н. Е.М. Алексеева) и анапских краеведов-энтузиастов (А.С. Корытин, А.И. Салов, З.Н. Лемякина), удалось убедить власти всех уровней в необходимости исследования и сохранения уникального памятника. Была освобождена от построек территория двух жилых кварталов Анапы, площадью 1,76 га, расселены жители частных домов, перемещены предприятия и организации.

С 1977 года исследованная часть города экспонируется, создан Анапский археологический музей – филиал Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. С 1980 года ведутся реставрационные и консервационные работы. В 1996 году раскопки на территории заповедника остановлены. Неисследованной осталась часть города, прилегающая к его центру.

Расположен археологический музей – заповедник «Горгиппия» в центре курорта Анапа, на Набережной. Предположительно, город с некрополем занимал площадь около 35-40 га, в границах: берег моря – современные улицы Черноморская – Самбурова – Красноармейская. Параллельно исследовано более 600 могил некрополя, около 16000 кв. м. площади городища при строительных работах: котлованы «Горком» по ул. Ленина (Кирова-Калинина), пансионат «Океан», санаторий «Кубань» и др.

Выявлено разведками более 800 пятен сельскохозяйственных усадеб, около 20 поселений античного времени в пределах хоры.

Археологический заповедник «Горгиппия» – это семь тыс. кв. м. жилых кварталов северо-восточной окраины города. Подвальные помещения с люками, фундаменты, внутренние дворики, колодцы, хозяйственные ямы, водостоки – все, что осталось от нескольких жилых домов первых веков нашей эры и более ранних строительных периодов.

Первоначальная планировка Горгиппии была проведена в IV в. до н.э. Город был разбит на прямоугольные кварталы с несколькими магистральными улицами.

Одна из таких улиц, шириной 8 – 9 м, выявлена на территории заповедника. Она вымощена большими плоскими плитами. Время сооружения этой мостовой II – III века н.э. – последний период жизни Горгиппии. В мощении улицы выделяется три слоя. Нижнее мощение было, в основном, керамическим, в промежутках между отдельными плитами, хорошо прослеживается слой битой черепицы, амфор, покрывавшей проезжую часть улицы эллинистического времени – времени Горгиппа. Второе мощение состояло из плит дикарного камня-трескуна средней величины. Под третий уровень вымостки большими дикарными плитами, была сооружена подсыпка из грунта и мелких камней. С юга на небольшом участке мостовая ограничена вертикально стоящими плитами камня.

Расчистка мостовой позволила выявить ее направление – она вела к античным воротам города, которые находились в районе современных «Русских ворот», об этом свидетельствуют остатки крепостной башни, выявленной при исследовании траншей в городском парке. За городской стеной улица переходила в дорогу, по обеим сторонам которой находился античный некрополь.

От городских ворот внутри города улица вела к центральной площади Горгиппии – с храмами, статуями, общественными постройками, которая находилась, предположительно, в районе санаториев «Старинная Анапа» – «Океан» – «Кубань» и Набережной.

Особенности строения Горгиппии таковы, что жилые дома сооружались, как правило, на подвалах, углубленных до скальных пород, и разрушавших остатки предыдущих построек. Именно поэтому, мы очень мало знаем о строительстве, проводимом в городе в эллинистическое и раннеримское время. Эти немногочисленные объекты (ямы, колодцы, помещения), не уничтоженные более поздними постройками, и исследованные археологами, сегодня выгорожены декоративным камнем, каким облицована подпорная стена заповедника.

Верхние части домов – жилые комнаты – разрушены полностью. Сохранились частично фундаменты и подвальные помещения. Подвалы были большие по размерам и служили складами для хранения продуктов, различных изделий, часто предназначенных для продажи. В подвалах «insitu – на месте» находят амфоры и пифосы, вкопанные в землю. В них хранили зерно, рыбу, масло, вино. В подвалах были вырыты ямы для хранения скоропортящихся продуктов – ледники.

Всего в Горгиппии раскопаны остатки не менее 60 домов разного времени. Жилой дом в Горгиппии первых веков н.э. наиболее изучен, на территории заповедника исследовались остатки 22 домов этой эпохи. Дом был прямоугольным в плане, имел Г или П – образную форму, внутренний двор и крытые помещения по сторонам двора, общая площадь  дома составляла 400-650 кв.м и более.

Каменные стены подвалов и фундаментов были сложены из местного природного  камня - песчаника, на глиняном растворе, и отличались большой прочностью. Кладка иногда не имеет рядов, разновеликие камни лежат вперемежку, очень плотно друг к другу. Основание кладки положено на скалу,  с использованием ее гребней.

Нижние этажи домов имели каменные стены, которые обкладывались кирпичом, изготовленным по определенной технологии: глина смешивалась с соломой, полученную массу с помощью формы делили на кирпичи, размерами 40х40х10 см, 30х30х10 см, давали высохнуть, затем слегка обжигали. Верхние части зданий сооружались из саманного кирпича. Развалами ярко-оранжевого самана заполнены подвалы сгоревшего города.

Стропила, балки, опорные столбы, лестницы, перила, перегородки, межэтажные перекрытия, потолки, полы были деревянными. Использовалась древесина северопричерноморский районов – дуб, сосна, вяз, можжевельник, тополь, береза, сосна, ель, ясень.

Крыши большинства городских домов Горгиппии были крыты глиняной черепицей. Черепица встречается двух типов: большие плоские – керамиды (солены), и узкие желобчатые – калиптеры, которые закрывали место стыка двух плоских черепиц. Черепица отличалась массивностью, большой прочностью и служила долго.

В подвал спускались из комнаты через люк в полу, по деревянной лестнице. В неглубокие подвалы спускались со двора по каменной лестнице. В некоторых домах выявлены люки, ведущие в подвал непосредственно с края улицы. Полы в подвалах были глинобитными, стены  также обмазывали слоем глины,  белили, раскрашивали.

Стены домов с внутренней стороны обмазывали глиной или штукатурили. Найдено много обломков штукатурки из извести с песком. Их заглаженная поверхность окрашена ярко красной, желтой и другими красками. Не исключено, что в эпоху расцвета Горгиппии стены некоторых богатых домов украшались фресковой живописью. Полы в домах были главным образом глинобитными. Иногда их покрывали раствором цемянки (смесь извести, песка и толченой керамики).

Обязательно, в каждом доме было помещение, где располагался домашний очаг, сооруженный из камней и глины. Над печью находилось окно для вытяжки дыма. Печь служила для приготовления пищи и для обогрева помещения. При печах часто устанавливался накопитель горячей воды. Для обогрева применялся малодымящий древесный уголь.

Фрагменты колонн и капителей, профилированные части архитектурных деталей, обломки мраморных карнизов, каменные блоки стен позволяют судить об убранстве некоторых домов, возможно имевших богато оформленные портики или внутренние дворики, окруженные колоннами.

Коллекция предметов археологии из раскопок Горгиппии и ее некрополя составляет более 25 тыс. ед. хранения. Самыми значительными археологическими коллекциями музея являются: керамическая, эпиграфическая, нумизматическая, памятников архитектуры и надгробной скульптуры.

По общему количеству надписей Горгиппия уступает только столице Боспорского государства Пантикапею. Их найдено более 120 – надписи о снесении вокруг Горгиппии старых и воздвижении новых оборонительных стен; о строительстве храмов в честь Афродиты Навархиды – покровительницы моряков, Артемиды Эфесской, бога морей Посейдона, Бога Высочайшего; проксении – даровавшие иностранным купцам право беспошлинной торговли в Горгиппии; манумиссии – свидетельства об отпуске рабов на волю,   списки  имен горгиппийских граждан.

Из 120 плит и фрагментов горгиппийских надписей, наибольшее число датируется временем правления на Боспоре царя Савромата II (173 – 210 гг. н.э.). Именно в это время в городе ведется активное строительство, устанавливаются статуи, в том числе в честь наместника Горгиппии Неокла, копия которой хранится в музее (подлинник в ГМИИ).

В 1895 году в Анапе найдена мраморная плита со списком имен атлетов – победителей в спортивных состязаниях в честь бога покровителя торговли – Гермеса, которые проводились в Горгиппии в первой половине III в. до н.э. Оригинал хранится в Керченском музее, переданный  туда в 1905 году профессором Петербургского университета Н.И. Веселовским. В Анапском музее хранится копия, изготовленная по эстампажу с оригинала.

Денежное обращение на территории Горгиппии началось в 340-330 гг. до н.э.  Основную массу монет составляют медные монеты Пантикапея, боспорских царей. Среди иноземных монет в раскопках Горгиппии встречены монеты: Византия, Македонии  времени Филиппа II (359-336 г. до н.э.), серебряная гемиодрахма Родоса (II в. до н.э.). С вхождением Боспора в состав державы Митридата Евпатора, в Горгиппии встречаются монеты городов Понта: Амастрии, Команы Понтийской, Амиса, Синопы, Диоскуриады. В музее хранятся 15 кладов монет из Горгиппии и окрестностей, общей численностью более шести тысяч единиц.

Многочисленна (более 50 целых форм) коллекция амфор из раскопок Горгиппии. Ввоз амфор из различных центров в Горгиппию составлял несколько тысяч в год: Хиоса, Самоса, Менды, Синопы, Гераклеи, Родоса, Херсонеса, Колхиды и др.

Амфорные клейма в музейном собрании насчитывают около двух тыс. экземпляров и являются важным источником по истории торговых связей Горгиппии с античным миром.

В коллекции чернолаковой керамики, насчитывающей более 400 единиц хранения, представлены все традиционные формы греческих керамических сосудов: килики, канфары, скифосы, кратеры, оксибафы, ойнохои, леканы, рыбные блюда, солонки. В коллекции выделяются уникальные вещи: кратер краснофигурный италийский конца V в. до н. э., амфора расписная чернофигурная  середины VI в. до н.э. из Клазомен.

Коллекция стекла (140 ед.) представлена изделиями сирийского, египетского, римского провинциального производства: бальзамарии, флаконы, фиалы, кувшины, стаканчики, туалетные палочки, бусы, украшения. Уникальными являются: флакончик зеленого стекла, на гранях которого оттиснуты формы греческих керамических сосудов, и чаша трехцветного стекла с внутренней прокладкой из золотой фольги II в.н.э.

Коллекция краснолаковой посуды первых веков нашей эры включает в себя несколько сосудов с рельефным орнаментом в технике «барботин». Уникальным является лагинос с рельефным изображением оленей и двуручный кубок с орнаментом.

Коллекции терракоты включает в себя более 300 целых фигурок и фрагментов аттического, боспорского и местного производства: изображения богов,  почитавшихся в Горгиппии, бытовые сюжеты, театральные маски.

Коллекция бытовой посуды насчитывает более тысячи сосудов: кастрюли, миски, горшки, кувшины, ойнохои, жаровни,  цедилки, тарелки, блюда, солонки, фляжки, кубки.

Строительные детали представлены: черепицей (более 170 – с клеймами), плинфой, водопроводными трубами, архитектурными фрагментами.

Коллекция светильников включает более 200 целых форм,  уникальными являются светильник в виде рабыни-негритянки и на высокой полой гофрированной подставке.

Коллекция ткацких грузил насчитывает более 1000 экземпляров, примерно одна десятая часть коллекции содержит клейма – оттиски перстней – печатей, ключей, точечные орнаменты.

Орудия труда из железа представлены ножами, сельскохозяйственными (косы, серпы, тяпка, ножи), столярными и кузнечными инструментами, многочисленными гвоздями, костылями, скобами.

Коллекция изделий из бронзы включает украшения и детали одежды: браслеты, перстни, фибулы, височные привески, подвески – амулетницы, гривны, серьги, детали поясной фурнитуры.

Немногочисленная коллекция костяных изделий включает в себя напильники из трубчатых костей с насечками, иглы, веретена, игральные кости, фрагменты обкладок шкатулок с орнаментом, изображением зверей и мифологических сюжетов.

Коллекция античных бус в музее насчитывает трех тысяч единиц хранения: агат, халцедон, гагат, янтарь, горный хрусталь, гранат, бирюза, сердолик, стекло, египетский фаянс.

Надгробия мраморные и известняковые с рельефами, погребальные урны, предметы погребального инвентаря: золотые венки, наглазники, нагубники, листочки, украшения – дают представление о погребальном обряде населения древней Горгиппии. Уникальными являются восемь фрагментов фресок с подвигами Геракла склепа 1975 года.

Экскурсия по музею начинается с осмотра раскопа. Археологический заповедник «Горгиппия» – это семь тыс. кв. м. остатков жилых кварталов северо-восточной окраины города: фундаменты и подвальные помещения домов, дворики, колодцы, ямы, водостоки, мощенные плитами дороги и переулки, винодельческие комплексы, оборонительное сооружение. Характер застройки, анализ найденного материала исследованной части города, расположенной вблизи  его центра, позволяет предположить, что здесь жили торговцы, на окраине – ремесленники и виноделы.

После знакомства с памятником идет осмотр выставки сельскохозяйственного инвентаря, архитектурных деталей ордерных построек, саркофагов, памятников надгробной скульптуры.

В 1978 году при раскопе, в здании постройки 1887 года, была создана первая экспозиция, включавшая залы керамики, терракоты и надгробной скульптуры. В 1995 году, в здании постройки 1900 года, была открыта вторая экспозиция, включавшая залы керамики, бронзы, стекла и скульптуры. Обе экспозиции создавались под научным руководством Лемякиной З.Н.

Экспозиции преследовали одну цель: показать находки, но создавались в приспособленных помещениях, экспонаты размещались в стандартных «астраханских» витринах, преобладал коллекционный показ.

В 2006-2007 году началась реконструкция здания бывших «Теплых морских ванн», которая проводилась с учетом замысла будущей экспозиции. Показать уникальность античной цивилизации, её характерные черты – природоподражательность, рационализм, антропоцентризм, праздничность, состязательность, патриотизм, а также её основные достижения на материале раскопок Горгиппии – стало целью создания новой экспозиции. Мы решили попытаться, по образному выражению великого русского мыслителя Н.Ф. Федорова, «возвратить жизнь» античному городу во всем её многообразии: общественно-политическое устройство, культы, экономика, занятия жителей, дом и частная жизнь, погребальный обряд.

Учитывая, что у науки много вопросов по проблемам  истории  раннего города, что большая часть находок, особенно важнейших  источников – памятников эпиграфики, относится к первым векам н.э., мы отказались от принципа хронологического показа истории города, ограничившись общей таблицей известных дат и событий и датировкой каждого экспоната.

В процессе реконструкции здания были снесены внутренние перегородки 10 помещений и создан один зал площадью 200 кв.м. В центре его была сооружена витрина площадью 23 кв.м., оформленная внешне как античный храм – периптер. Образ храма – витрины родился не случайно.

Известно, что музей как феномен культуры начинался с храма, где собирались предметы особой ценности – пожертвования, военные трофеи, личные вещи знаменитостей, разного рода диковины.

Создав сразу необходимые условия для хранения, здесь разместились самые ценные археологические коллекции: мраморная скульптура, терракотовые статуэтки, чернолаковая и краснолаковая посуда, стеклянные сосуды, резная кость, светильники, изделия из бронзы, серебра, золота. Тематически они объединились в комплексы: «Культы Горгиппии», «Импорт Горгиппии», «Некрополь Горгиппии». Коллекционный показ предполагает  сменяемость отдельных экспонатов.

Кроме того, условный храм позволил создать среду обитания для памятников эпиграфики, скульптуры, – так перед его фасадом появился образ площади, которая при раскопках Горгиппии еще не найдена. На античной площади стояли храмы, алтари и культовые постройки, здание городского управления, статуи наместников, царей, богов и героев. На прилегающих к площади улочках находились мастерские, лавки трапезитов – менял, торговцев лекарствами, ювелирными изделиями, лавки с товарами.

Продолжают образ площади условные торговые ряды – витрины «Лавок менялы, ювелира, торговца медицинскими амулетами и инструментами», «Лавки-мастерские гончара и кузнеца».

Образ «витрины-лавки» соответствовал принципу отбора находок для экспозиции, продиктованному небольшой площадью зала – показать уникальные вещи и разные, археологически целые формы – как образцы.

За торговыми лавками расположился комплекс «Дом и частная жизнь» с мужской и женской половинами. Археологически такое деление не читается, материал мы разделили условно. «Женская» половина дома – это: условный «домашний очаг» с лутериями и амфорами, ткацкий станок с грузилами, украшения, косметика. «Мужская половина дома» – это оружие, палестрические флаконы, игральные кости, стиль, клине, столик с набором сосудов для симпозия.

За храмом расположился комплекс «Погребальный обряд». Здесь показаны разные типы захоронений: по обряду трупоположение (схема размещения погребального инвентаря и находки из неограбленной женской могилы), типы погребальных урн для обряда кремации: амфора, кувшин, урны с надписями, уникальные мраморные надгробия.

В этой части экспозиции самым важным было найти место для фресок расписного «склепа Геракла» 1975 года. С реставрации вернулось всего восемь фрагментов, из них только два композиционно совместимы. Здесь мы пошли по пути создания живописного фона, повторив сюжет росписи торцовой стены склепа, а на нем показали подлинные фрагменты. В поддержку темы фресок, по периметру зала расположился фриз с современными, но «состаренными», росписями. Сюжеты были взяты из вазописи, тематически  они соответствуют содержанию каждого комплекса.

Подать археологический материал так, чтоб он стал максимально доступным для восприятия разными категориями посетителей, в том числе и детьми, задача достаточно сложная. При формировании комплексов мы руководствовались принципом – показать вещи в их назначении. В пожаре Горгиппии погибли мебель, предметы домашнего обихода, инструменты, обувь, одежда и множество других вещей из дерева, кожи, тканей, без которых трудно заставить «заговорить» имеющиеся находки.

Мы ввели в экспозицию ряд откровенных новоделов: опорные столбы, балки и конструкции перекрытия крыш, ткацкий станок с шерстяными нитями,  гончарный круг, ложе - клине, столик - трапедзу, кузнечный мех, копии керамических сосудов, рыболовную сеть, навощенную дощечку для письма. Целые формы амфор различных античных центров – Хиоса, Самоса, Лесбоса, Менды, Фасоса, Гераклеи, Синопы, Херсонеса показаны в экспозиции на условном борту корабля.

В центральной витрине – храме использован принцип академического показа с использованием стеклянных полок и подиумов-кубов.

Информационную часть мы разместили на 12 стандартных демосистемах, отдельный блок к каждому комплексу, там же – фото и описание находок. Так мы ушли от многочисленных этикеток и пояснительных текстов на стенах, сохранив условный «образ» античного города с его храмами, витринами, улицами.

Воплощением мирового целого, порядка, гармонии, закона, прекрасного, украшением мира, образцом для грека был Космос. Созвездия северного неба, расположенные на потолке нашего экспозиционного зала, рассказ об их названиях и причинах появления на небосклоне, придуманных древними греками, завершают знакомство посетителя с Горгиппией и античной культурой в целом.

Экспозиция получила много положительных отзывов музейщиков, археологов, историков - античников. Подавляющее же большинство посетителей нашего музея – это школьники, студенты, учителя, врачи, просто любители истории и археологии. Все они отмечают ещё и особую ауру новой экспозиции – гармоничную, как вся греческая античность.

 

Харалдина Зинаида Евгеньевна,

кандидат исторических наук, заместитель директора по науке

Анапского археологического музея

 

Материалы межвузовской

научно-практической конференции, посвященной 75-летию

образования Краснодарского края,

220-летию с начала освоения Кубани черноморскими казаками

Анапа, 12 апреля 2012 года

 

Похожие статьи
сегодня
Проплыл на "золото"

В Краснодаре прошел турнир по плаванию памяти заслуженного тренера РСФСР Анатолия Разночинцева, собравший более 400 спортсменов из 17 муниципалитетов Кубани. 

 

сегодня
На пляжах наводят порядок

На пляжах курорта полных ходом ведутся работы по наведению порядка. На несколько участков вышла техника и бригады МУП «ОКУ». Ежедневно до 1 декабря лаве города Юрию Полякову будут предоставлять фотоотчеты о выполнении его поручения, данного во время субботнего объезда прибрежной полосы.

сегодня
22 ноября в ряде населённых пунктов временно не будет электричества

По сообщению Юго-Западных электрических сетей, 22 ноября в связи с проведением ремонтных работ будет частично прервано электроснабжение:

сегодня
Воспитанник ДЮСШ № 4 стал сербряным призёром всероссийского турнира

В Воронеже прошёл II всероссийский турнир по рукопашному бою памяти кавалера Ордена Мужества (посмертно) Д.Е. Маркина на призы УФСБ России по Воронежской области среди юношей и девушек.

Комментарии: (0)


Оставить комментарий:
Имя*:
Ваш комментарий*:
Согласно правилам анапа.инфо
Интервью