Войти
Городской информационный портал - Анапа.инфо
24 Ноября 2017
время 21:40
  • 58.4622
  • 69.1783
Новости Симферополя Новости Крыма Интервью Статьи Новости компаний Фоторепортажи
15 Апреля 2012
Моя семья-моя гордость

Идут годы. Старшие поколения сменяются молодыми. В памяти молодых поколений их отцы и матери остаются серьезными, отягощенными заботами, а деды и бабушки немощными и больными. Они в представлении потомков как-будто никогда и не были пылкими юношами и очаровательными девушками. И так для большинства людей. О своих предках молодые знают очень немного. Мне посчастливилось принадлежать к родам, выходцы из которых занимали не только заметные места в обществе, но и были простыми крестьянами. Их известность часто выходила за пределы узкого круга родственников.

До меня дошли некоторые фотографии, разные истории и другие сведения. С течением времени я убедилась, что являюсь носителем уникальной информации о своих близких, живших более полутора веков назад. Поэтому я решила обработать и систематизировать сведения, которыми обладаю. Я постараюсь описать, по возможности, личности предков, их отношения друг с другом, базируясь на имеющейся информации, но с минимальными домыслами. К сожалению, утеряны многие фотографии, различные документы того времени. Осталась лишь небольшая часть их. Используя эти остатки, а также рассказы бабушек, дедов, родителей, родственников и просто знакомых, я попыталась составить генеалогические деревья наших родов, описания внешностей предков, их характеров и описать случаи из жизни.

Думаю, после моего исследования, решение написать записки о наших ближних предках укрепится. Несколько лет назад я узнала о том, что про род моего дедушки по папиной линии написана книга «Моя родословная», автором которой является двоюродный брат деда Николай Гагикович Никиян. Мною была сделана попытка найти этого человека, и здесь мне помог Интернет. Я нашла своего двоюродного дедушку Николая благодаря сайту Оренбургского государственного университета, в котором он работает зав. кафедрой электроники и электротехники. Связавшись с доктором технических наук, профессором Николаем Гаговичем Никияном по рабочему телефону, я поняла, что в Оренбурге у меня, как и в Краснодарском крае, Самаре, Владивостоке, Магнитогорске, Саратове, Екатеринбурге, Сургуте, Казахстане, Израиле, Канаде, в общем, по всей России и далеко за ее пределами, есть тоже много родственников.

Сегодня моя семья общается с теми, кого знает давно, и, конечно же, с теми, кого мы обрели недавно. Я горжусь своей необъятной дружной, разбросанной по всему миру семьей, о которой можно говорить часами.

Из книги моего двоюродного дедешки Николая Гагиковича я узнала о роде Никиянов и о том, где жили мои предки. Старинный армянский город Гандзак («Сокровищница») в обширной области Арцах (Северная Армения) был известен уже в первом тысячелетии новой эры. В конце первого тысячелетия Северная Армения была захвачена Ираном и его татарскими вассалами, жившими в восточной части Закавказья в низовьях рек Куры и Аракса. В Гандзаке появилась мусульманская часть населения, официальным языком которого был фарси (персидский язык). Город стал называться Гянджа (исковерканное название Гандзака). Известен поэт Низами Гянджеви (гянджинский), который жил в ХII веке. Он писал на языке фарси.

Город Гяндж расположен на небольшой реке Гянджа-чай, впадающей в реку Куру. Рекой город делится на две части: высокое Правобережье, где жили армяне и равнинное Левобережье, где жили мусульмане, в основном, азербайджанцы. В центре армянской части возвышается армянская церковь, построенная в 1632 году по указу иранского шаха Аббаса. Этим подарком армянскому населению шах хотел завоевать расположение армян. В азербайджанской части города возвышается мечеть с двумя башнями-минаретами, которые венчают шаровидные купола.

После заключения Туркманчайского договора 1828 года Арцах перешел под юрисдикцию России. Позже была образована губерния с центром в городе Гяндже, который теперь стал называться Елизавет-Поль. Это название просуществовало до Октябрьской революции, когда город был переименован в Кировабад («абад» по-ирански означает «город»). После распада Советского Союза городу было возвращено прежнее название Гянджа.

В 80-х годах ХХ века население города Кировабада составляло приблизительно 220 тыс. человек. Армянское население составляло от 30 до 35 процентов. В 1988-1989 г.г. националистическая политика руководства Советского Азербайджана, вдохновляемого горбачевским руководством СССР, была направлена против армянского населения в Азербайджане. В результате армянское население городов Баку, Кировабада, а также множества городков и сел было вынуждено срочно оставить земли отцов и дедов и бежать в Армению и Россию. Всего за пределы Азербайджана выехали около 400 тыс. армян. Так город Гянджа стал мононациональным городом - азербайджанским.

Эта краткая история города приведена здесь для того, чтобы читателю были понятны различные названия одного и того же города Гандзак.

Мой прадед, Рафаэль Александрович Никиян, происходил из известного патриархального рода Нигунц в городе Гяндже. Родовая фамилия предков моего прадеда – «Нигунц». Корнем является слово «ниг» – по-армянски «копьё». В русской транскрипции родовая фамилия звучит «Нигиянцы». По смыслу корня родовой фамилии можно заключить, что предки занимались изготовлением копий. Известно также, что предок моего прадеда был угольщиком.Эти сведения не исключают друг друга. Вполне возможно, что мой предок занимался производством древесного угля для кузнечных работ, выполняемых при ковке наконечников копий.

Мой прапрадед Александр (Сантри) Соломонович Нигиян родился в 1870 году (ровесник В.И. Ленина) в патриархальной семье в г. Гяндже. Его мать Санам-акир, была мудрой и доброй женщиной, высказывания которой о жизни и о людях помнили и цитировали внуки. Об отце деда, Соломоне, я ничего не знаю. По-видимому, он рано умер. У деда был младший брат Арташес. О детстве и юности деда у меня нет сведений. В 1895 году он женился на Ольге Аслановне Мхитаровой (бабушка Олинка) 1879года рождения (ровесница И.В. Сталина). К 25 годам прапрадед, по-видимому, уже стал самостоятельным человеком и мог позволить себе жениться. Постепенно он стал известным в Гяндже купцом, владельцем одного, а потом и двух магазинов в центре города. Вначале XX века был уже купцом первой гильдии. В его магазинах были разные товары, в том числе промышленные из России. Приходилось ездить за товарами и в Москву. Прапрадед Сантри знал, помимо армянского языка, также русский и мог объясняться на татарском (азербайджанском) языке.

Это был расчетливый, умный и немного жесткий человек. В своей многочисленной семье (его называли «айрик») он пользовался непререкаемым авторитетом. Даже в зрелом возрасте сыновья не спорили с ним, а выполняли волю отца. У деда было семь сыновей и одна дочь. Патриархальность семьи выражалась не только в уважительном отношении детей к родителям, но и младших братьев к старшим братьям, а также защите интересов сестры. Активная торговая деятельность позволила деду купить довольно большой участок земли (около 1 гектара) в верхней части города по улице Дондуковской (при советской власти – ул. С.Шаумяна). На этом участке в 1905 – 1907 г.г. был построен двухэтажный дом. Хоть дом и был большим, но удобств в современном смысле он не имел. Воду привозили в бочках от источника, который находился на расстоянии 2 км. На участке имелись плодовый сад, коровник и хлев. Прапрабабушка Олинка рожала детей с 1896 по 1913годы. Так что в семье всегда были малые дети. Работа по дому начиналась ранним утром и заканчивалась затемно. В те времена в домах не было газовых и электрических плит. Единственным видом источника тепла была дровяная печка. И в таких вот условиях нужно было приготовить обед, искупать детей и искупаться самим, сделать стирку. Но Олинка другой жизни не знала и поэтому не роптала.

После революции Сантри лишили обоих магазинов и большей части земельного участка. Советская власть отобрала четвертую часть дома, остальные три четверти были поделены между сыновьями деда. В последние годы жизни дед Сантри работал сторожем в колхозном плодовом саду на окраине города Кировабада. Добросовестно охранял колхозное добро. В целом дед был довольно здоровым и бодрым человеком. Но давали себя знать старческие недуги.И он увлёкся учением немецкого пастора Кнейпа о водолечении. Много ходил пешком, купался в речке и принимал ванные процедуры дома. В 1950 - 1951 годах он ходил с внуками вверх по течению небольшой горной речки, протекающей мимо села Камо (Аджишен), и купался в каменной чаше (кари гёл) в русле речки. Однако, несмотря на лечебные меры, у деда развивался рак (по-видимому, печени). Он скончался в начале октября 1951 года в возрасте 81 года. Похоронен на армянском кладбище г. Кировабада.

Прапрабабушка Олинка продолжала жить в своём доме вместе с семьёй одного из младших сыновей Александра. Она по-прежнему вела активный образ жизни, ходила к родственникам, иногда ездила в г. Баку к старшему сыну Рафаэлю (моему прадеду). Постепенно развивались старческие болезни. Бабушка скончалась в глубокой старости в 1970 году, дожив до 91 года. Похоронили её рядом с дедом Сантри.

Мой прадед Рафаэль Александрович Никиян родился в 1896 году в г. Гяндже. Окончил местную гимназию, затем медицинский институт где-то в России. Вступил в ряды ВКП (б) (несмотря на то, что его отец не питал симпатии к большевикам). В конце 20-х годов дядя Рафаэль работал в должности проректора по учебной работе Астраханского медицинского института. Тогда ему было немногим более 30 лет, дядя Рафаэль был убежденным коммунистом, громко выражал свои взгляды. Этим он отличался от братьев. В его фамилии буква «г» изменилась на букву «к», по-видимому, по воле случая во время жизни в России. Такое написание фамилии заимствовал и его двоюродный брат Гагик, который долгое время жил в г. Астрахани в семье Рафаэля, когда учился в Астраханском мединституте.

Рафаэль некоторое время жил в г. Кировабаде и пользовался репутацией хорошего специалиста-врача в области кожных болезней. Он занимал руководящие должности в медицинских учреждениях Советского Азербайджана. Вскоре он был назначен главным врачом закрытой больницы – лепрозориума для прокаженных в селе Хизы в 100 км от Баку (по-видимому, единственной в Закавказье). Дядя Рафаэль мужественно проработал на этой должности около 20 лет. Следующий отрезок времени он проработал на административных должностях в самом городе Баку.

Рафаэль женился в молодые годы на девушке-немке из Закавказья по имени Роза. Она родила ему дочку Мелиту в 1920 году. Затем семья переехала в г. Астрахань, где он  работал в мединституте. В эти годы в том же институте учился его брат Гагик (1926-1931 г.г.). Роза заботливо относилась к нему, как к младшему брату мужа.

Где-то в начале 30-х годов Роза тяжело заболела и умерла. Дядя Рафаэль остался один с ребёнком. Вскоре он познакомился с девушкой, также немкой, которая пришлась ему по душе. Звали её Алиса. Она подарила мужу сына. Вскоре советских немцев стали ссылать в Казахстан (а тои дальше). Не обошла беда и семью дяди Рафаэля. Алису с маленьким сыном выслали, а дяде Рафаэлю запретили ехать с женой и сыном в ссылку. Так дядя Рафаэль второй раз потерял семью. Чтобы помочь как-то ему, родственники подыскали жену, армянку, по имени Зиравард. В 1938 году у них родился сын Иосиф (для родственников – Жозик), а в 1945 году родилась дочь Нелли.

Несмотря на перипетии судьбы, дядя Рафаэль всю жизнь оставался для родителей любящим внимательным сыном. Не менее одного раза в год приезжал в г. Кировабад проведать своих стариков, а также братьев и сестру. Каждый его приезд становился для них радостным событием. В обратную дорогу его провожала целая свита родственников. После смерти деда Сантри бабушка Оля также навещала семью старшего сына в г. Баку. Последний раз я видел дядю Рафаэля в 1976 году. Через год-два он скончался в г. Баку, где прошла большая часть его жизни. Ему были присвоены почетные звания врача республиканского и пенсионера союзного значения.

Старшая дочь дяди Рафаэля Мелита получила, если не ошибаюсь, профессию фармацевта. Она вышла замуж в 1945 году (ориентировочно) за человека, значительно старше неё, по имени Мамед. Переживала, что вышла за азербайджанца. Вскоре она родила сына, которого назвали Чингизом. О семье Мелиты мне больше ничего не известно. Я совершенно не имею информации также о сыне дяди Рафаэля от жены Алисы.

Мой двоюродный брат Жозик унаследовал от отца доброжелательность и любовь к родственникам. В юности он проявлял интерес к технике кино и получил соответствующее образование в г. Воронеже. Здесь он полюбил местную девушку по имени Неонила (для родственников – Нила), которая стала его женой. Вернувшись в г. Баку работал в системе кинопроката и стал заместителем начальника управления кинопроката города, членом Баксовета. Кровавые события 1989 года заставили Жозика покинуть родной городи переехать с семьёй в г. Новороссийск Краснодарского края. Здесь он и прошёл по конкурсу на должность управляющего кинопрокатом города.

У Жозика – двое детей. Сын Валерий – врач, живет с семьёй в одном доме с отцом. Дочь Виолетта вышла замуж за инженера (армянина), специалиста по нефтедобыче, который увёз её на север и проработал там несколько лет. Валерий и Виолетта имеют по двое детей. Виолетту я видел в 80-х годах, когда она работала в Кировабадской школе и часто бывала в доме моей мамы. Она очень похожа на тётку, сестру Жозика, Нелли. Младшая дочь дяди Рафаэля, Нелли, окончила институт (кажется, педагогический) и вышла замуж за физика по имени Агарза (для близких – Алик), который работал в лаборатории низких температур Академии Наук Азербайджана. Его матерью была еврейка, отцом – азербайджанец. Алик производил на Нигиянцев хорошее впечатление своим воспитанием и порядочностью. Эти свои качества он подтвердил, когда армянское население Азербайджана оказалось в беде: армян убивали, либо изгоняли из Азербайджана. Алик и Нелли с детьми срочно покинули Баку и переехали в г. Новороссийск (вместе с Жозиком). Но и здесь жизнь переселенцев была несладкой.

Используя своё еврейское происхождение, Алик получил право эмигрировать в Израиль. В настоящее время они проживают в г. Батям. Мой брат Шурик по телефону связывался с Нелли. У них всё было благополучно. Старинный род Мелик-Бегляровых представляли люди сильные, смелые, деятельные и властолюбивые – как и подобало быть меликам.

Основоположниками рода Нигунц были братья-купцы. Благодаря сильной мужской линии род получил бурное продолжение. Его представителями были, в основном, интеллигенты: врачи, учителя, инженеры. Это были люди также умные, трудолюбивые, честные, преданные семье. Все три рода объединяет также здоровье – физическое и духовное, высокие моральные принципы. И этим нужно гордиться.

 

Литература

 

1.Дубинский-Мухадзе М.Г. Шаумян. – М.: «Молодая гвардия» - 1981. – 314с.

2.Н.Г. Никиян Моя родословная: Оренбург, 2004. – 106с.

3.Новиков-Прибой А.С. Цусима (в 2-х книгах) Книга первая. – М: Издательство «Правда», 1984. – 237с.

 

Пинская (Никиян) Маргарита Владимировна,

ст.преподаватель кафедры социальной работы и социального права

филиала РГСУ в г. Анапе

 

Материалы межвузовской

научно-практической конференции, посвященной 75-летию

образования Краснодарского края,

220-летию с начала освоения Кубани черноморскими казаками

Анапа, 12 апреля 2012 года

Похожие статьи
сегодня
Мэр курорта избран секретарём отделения "Единой России"

Сегодня в Анапе состоялась 22-я конференция местного отделения партии «Единая Россия».

сегодня
В Анапе пройдёт первенство Краснодарского края по шинкиокушинкай

В воскресенье, 26 ноября, в 10:00 в многофункциональном спортивном центре на улице Омелькова, 32 стартует один из наиболее значимых осенних турниров - первенство Краснодарского края по шинкиокушинкай каратэ. 

сегодня
Для старшеклассников провели урок "ТЫ предприниматель"

Молодежный центр «21 век» провел открытый урок в рамках программы «Ты предприниматель» среди учащихся старших классов школы № 5.

сегодня
Внимание! Скользкая дорога!

Руководство отдельной роты ДПС ГИБДД Анапы и личный состав обращается к жителям и гостям города-курорта.

Комментарии: (1)
  • Ответить
    Цитировать
    Аноним Pussy Riot
    0
    /article/8181/?MID=44357&REVIEW_ACTION=DEL&sessid=8d51786a364b1a44a3e801bcdaf198b8

    Обсуждается закон о введении Ювенальной Юстиции. К и без того абсолютным полномочиям органов опеки добавится упразднение права семьи на государственное регулирование. Права ребёнка и права родителей отменяются и вводится абсолютное право чиновников на решение всех семейных вопросов. Разумеется взятку придётся заслать.

    #1 - 10.02 11:56


Оставить комментарий:
Имя*:
Ваш комментарий*:
Согласно правилам анапа.инфо
Интервью