Войти
Городской информационный портал - Анапа.инфо
21 Ноября 2017
время 00:11
  • 59.6325
  • 70.3604
Новости Симферополя Новости Крыма Интервью Статьи Новости компаний Фоторепортажи
15 Апреля 2012
Паломнические реликвии из собрания анапского археологического музея

В Анапском археологическом музее хранятся три предмета христианской пластики нового времени – каменная икона и два перламутровых нательных креста. Данные предметы уже введены в научный оборот, однако последующее изучение дало возможность затронуть новые аспекты их атрибуции и историко-культурной интерпретации, прежде всего – принадлежность этих изделий к числу паломнических реликвий.

Вырезанная из белого камня (стеатита ?) икона «Константин и Елена», как было установлено ранее, связана с греческой диаспорой Анапы. Место ее обнаружения – квартал города, населенный до начала 1940-х гг. преимущественно семьями понтийских греков и разрушенный при бомбардировках и артобстрелах в 1942-1943 гг. Характер надписи, сопровождавшей изображения святых Константина и Елены, прежде всего наличие в ней элементов русской письменной графики, позволили установить время изготовления иконы – между 1862 и 1918 гг. Иконографические особенности иконы свидетельствуют об отступлении выполнившего ее мастера от ряда канонов православного христианского искусства. Все эти обстоятельства привели к выводу о том, что анапская икона «Константин и Елена» представляет собой оригинальный памятник православной культуры понтийских греков, созданный незаурядным мастером в условиях.

В собраниях музеев городов Северного Кавказа известны аналогичные изображения Константина и Елены, вырезанные на галечных камнях белого цвета, в ряде случаев, близкого по петрографическим особенностям материалу анапской иконы. Подобного рода памятники хранятся в музеях Новороссийска, Краснодара, Майкопа, причем иконография изображения святых на камне из Национального музея республики Адыгея (г. Майкоп) в ряде деталей совпадает с анапским. По данным А.И. Болтуновой  в XIX в. монахами Ново-Афонского монастыря было налажено производство грубых поделок из гальки с греческими надписями, несколько экземпляров которых имелось с музее г. Поти. Судя по всему, речь идет именно об этой категории памятников – каменных иконках, сопровождавшихся краткими текстами с указанием титулов и имен святых. Не исключено, что каменные иконы «Константин и Елена» из кавказских музеев, в том числе и из Анапского, представляли собой паломнические реликвии, приобретаемые при посещении Ново-Афонского монастыря и особо почитаемые в среде понтийских греков.

Вырезанные из перламутра четырехконечные с удлиненной нижней частью нательные кресты на основании особенностей украшающих их гравированных изображений были датированы в пределах конца XVI – начала XIX в.

Один из крестов на лицевой стороне снабжен гравированным изображением равноконечного «вислицеобразного» (с Т-образными концами) креста с точками внизу и в углах средокрестия. Другой украшен гравированным изображением распятия, выполненного в несколько отличной от православной манере, с сопутствующей аббревиатурой INCI; на оборотной стороне небрежно процарапана надпись, представляющая собой греческую молитвенную формулу ΚΥΡΙΕ ΕΛΕHСΟΝ – «Господи, помилуй».

С раннего средневековья и по сегодняшний день перламутровые нательные кресты служили основными реликвиями, привозимыми паломниками из Святой Земли и с Афона; в XIV в. начал функционировать еще один христианский религиозный центр, где в качестве паломнических атрибутов изготавливались крестики из перламутра, – при Болгарской Патриархии в Великом Тырново. В христианстве перламутр символизирует Богородицу, которую сравнивают с раковиной, «породившей Божественную жемчужину», с XIV в. под влиянием учения исихастов перламутр стал восприниматься также как воплощение нетварного Фаворского света.

Иконография распятия на перламутровом кресте Анапского музея находит аналогию в гравированном изображении распятого Христа на перламутровой обкладке одного из напрестольных крестов из ризницы Соловецкого монастыря, хранящегося в настоящее время в Архангельском областном краеведческом музее. Данный крест, датированный XIX в., отличается от других напрестольных крестов Соловецкого монастыря – он четырехконечный, без дополнительных украшений концов (латинского типа), декорировка изделия не рельефная, а выполнена в технике гравировки. В отличие от других инкрустированных перламутром крестов соловецкого собрания, являющихся изделиями мастерских Иерусалима, центр изготовления указанного креста не установлен. Как и в случае с нательным крестом Анапского музея в изображении распятия прослеживается отход от православных канонов, и присутствуют элементы, присущие католической традиции. В декоре соловецкого креста имеется также деталь, присутствующая на другом перламутровом кресте Анапского музея – точки в углах средокрестий у крестовидных знаков, выгравированных на концах изделия с лицевой стороны.

Сходство элементов декора нательных крестов Анапского музея с напрестольным крестом соловецкой коллекции позволяет уточнить их датировку и определить ее в пределах XIX в., или несколько шире. Кресты (особенно экземпляр с распятием и греческой надписью) следует связывать, прежде всего, с православной греческой диаспорой Анапы. Оба перламутровых креста могут быть отнесены к числу паломнических реликвий, однако центр их производства точно не определяется.

Нельзя не отметить определенного рода сходства материала из которого изготовлены икона и крест, – белый цвет и камня (стеатита ?) и перламутра с их характерным мягким блеском в одинаковой степени могут символизировать некое священное сияние. Учитывая, что вероятным местом изготовления иконы мог быть Новый Афон, нельзя исключать также того, что его монахами могла практиковаться и резьба из перламутра, известная к тому же собственно на Афоне, откуда, как известно, и вышли монахи, основавшие в последней четверти XIX в. пределах Российской Империи Ново-Афонский монастырь.

 

Литература

 

1. Болтунова А.И. Рец. на: Каухчшвили Т.С. Греческие надписи Грузии. Тбилиси. 1951 // Вестник  древней истории. 1953. № 4.

2. Кольцова Т.М. Перламутровые кресты // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области // http://www.solovky.ru/reserve/collections/nasledie/kolcova/45.html

3. Мусин А.Е. Археология древнерусского паломничества в Святую Землю // Богословские труды. К 150-летию Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1847-1997). Т. 35. – М., 1999.

4. Новичихин А.М. Каменная икона «Константин и Елена» – памятник православной культуры понтийских греков // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 год. Дикаревские чтения (12). Краснодар, 2006.

5. Новичихин А.М. Перламутровые нательные кресты из Анапского археологического музея // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 11. Армавир, 2010.

6. Федоров Ю. Образ Креста. – СПб., 2000.

 

Новичихин Андрей Михайлович,

кандидат исторических наук, доцент Анапского филиала

Сочинского государственного университета

 

Материалы межвузовской

научно-практической конференции, посвященной 75-летию

образования Краснодарского края,

220-летию с начала освоения Кубани черноморскими казаками

Анапа, 12 апреля 2012 года

Похожие статьи
сегодня
Проплыл на "золото"

В Краснодаре прошел турнир по плаванию памяти заслуженного тренера РСФСР Анатолия Разночинцева, собравший более 400 спортсменов из 17 муниципалитетов Кубани. 

 

сегодня
На пляжах наводят порядок

На пляжах курорта полных ходом ведутся работы по наведению порядка. На несколько участков вышла техника и бригады МУП «ОКУ». Ежедневно до 1 декабря лаве города Юрию Полякову будут предоставлять фотоотчеты о выполнении его поручения, данного во время субботнего объезда прибрежной полосы.

сегодня
22 ноября в ряде населённых пунктов временно не будет электричества

По сообщению Юго-Западных электрических сетей, 22 ноября в связи с проведением ремонтных работ будет частично прервано электроснабжение:

сегодня
Воспитанник ДЮСШ № 4 стал сербряным призёром всероссийского турнира

В Воронеже прошёл II всероссийский турнир по рукопашному бою памяти кавалера Ордена Мужества (посмертно) Д.Е. Маркина на призы УФСБ России по Воронежской области среди юношей и девушек.

Комментарии: (0)


Оставить комментарий:
Имя*:
Ваш комментарий*:
Согласно правилам анапа.инфо
Интервью