Войти
Городской информационный портал - Анапа.инфо
21 Апреля 2018
время 12:32
  • 61.3222
  • 75.6532
Новости Анапы Новости Края Интервью Статьи Новости компаний Фоторепортажи
15 Апреля 2012
Обычаи и традиции свадеб народов Кубани

Свое выступление мы хотим начать с древней мудрости «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своём сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков».

Кубань – это многонациональный край, в котором проживают представители более 118 национальностей. Здесь живут люди разных национальностей, но самые большие этнические группы – это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого народа свои обычаи и традиции, и все они передаются из поколения в поколение. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности.

Сегодня мы хотели бы кратко рассмотреть любимую традицию у молодежи –свадьбу. Откуда же произошло слово свадьба? Свадьба произошла от древнего слова «свататься», означавшего прежде – сговариваться, соглашаться. Свадебный обряд – это ритуал, сопровождающий заключение брака, он имеет определенные требования и запреты.

При всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и армян. Потому что они все относятся к православной религии, в отличие от адыгов, у которых мусульманская вера.

Русская и украинская свадьбы

Русские и украинские относятся к славянам, у которых схожи традиции и обычаи. Это время проведения свадеб. Никогда не гуляли свадьбы во время поста, в дни больших, «двунадесятых» православных праздников. Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; после крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка.

Раньше жениться на Кубани было принято рано. Зачастую молодожёнам было не более 13 лет. Родители жениха выбирали невесту, а молодые люди могли узнать о свадьбе тогда, когда подготовка к ней шла уже полным ходом. В наше время в большинстве своём семьи образуются по взаимной любви, и право выбора принадлежит молодым, вступающим в брак, поэтому сватовства, как в прежние времена, со сватами, договорами о приданом, задатком и прочими условиями сейчас уже практически не существует.

Русская и украинская свадьбы начинались с взаимной любви молодых и заканчивались одобрением этого высокого человеческого чувства старшими. Все, что предпринималось на таких свадьбах, являлось гарантом создания крепкой, удачливой семьи, в которой бы царило согласие и росли счастливые дети.

Адыгейская свадьба

Адыгейская свадьба имеет следующую структуру: сватовство, смотр дома, регистрация брака, поездка за калымом, привоз невесты, определение молодой в «чужом доме», ввод молодой в «большой дом» и другие.

Вывод невесты сопровождался красивой свадебной песней с замечательным припевом, которую исполняли мужчины. При выходе невесте не следует оглядываться, спотыкаться, порог надо переступать, не касаясь его, с правой ноги. Эти, казалось бы, малозначительные составляющие хабзэ были общенациональными, и им придавалось определенное значение для жизни молодой в новых условиях. Например, если учесть, что под порогом, как полагали адыгейцы, могли иногда поселиться души умерших родных, то становится ясным, почему необходимо быть осторожным в таких случаях.

Адыгейцы на свадьбах и других торжествах пили только из общей большой чаши («фалъэ»), которая обходила круг. За таким столом никогда не пользовались ни рогом для питья, ни какой-нибудь иной посудой. Сколько сидеть за столом, сколько танцевать и веселиться молодым, решал старший из гостей. В отличие от многих восточных народов адыги считали неприемлемым умыкание невесты и предпочитали этому первобытному обряду вполне цивилизованное сватовство. В сватовстве участвовали только старшие родственники роднящихся сторон через вторых лиц по фамилии.

Причем первоначальным толчком в отношениях становились именно чувства молодых людей. Всё начиналось со знакомства на каких-то торжествах или молодёжных посиделках. Юноша и девушка старались узнать друг о друге, влюблялись или обменивались небольшими сувенирами.

Интересная особенность – пока молодой человек не был одарен знаком внимания, о серьезных отношениях даже и не могло быть речи. Впрочем, и после этого девушка не собиралась сразу дать свое согласие на брак. Отношения между влюбленными постепенно развивались – они присматривались друг к другу, узнавали особенности характера.

Армянская свадьба

По древнему армянскому обычаю невесту выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем и со своими родственниками. Затем они старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки, при этом внешности не придавалось особого значения.

Наиболее важным обрядом предварительного этапа свадебного цикла, не потерявшим своего значения и теперь, было обручение, или помолвка (ншанадрутюн). В старину у армян ни невеста, ни жених не присутствовали на помолвке. Только иногда, в конце церемонии невесту приглашали в комнату, где происходило обручение. Войдя с закрытым лицом, она по очереди обходила всех присутствующих. Само свадебное торжество длилось, как правило, три дня, а иногда и неделю, в зависимости от материальных возможностей семей жениха и невесты. Три дня сегодня длится и современная свадьба.

Традиционная армянская свадьба включала целый ряд обязательных предварительных обрядов. К их числу относилось, например, широко распространенное у многих народов купание, как жениха, так и невесты, символизировавшее очищение перед свадьбой.

Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах (невесты и жениха). В старину невеста не участвовала в общем свадебном застолье ни у себя, ни в доме жениха. Её место было в углу комнаты, за специальным занавесом, украшенным множеством амулетов, которые, по представлению народа, должны были уберечь девушку от сглаза и порчи. На современной свадьбе невеста находится среди гостей, рядом с женихом.

И в наше время при встрече новобрачных свекровь перекидывает через плечо каждого из них по лавашу, сыпет на их головы изюм, орехи, конфеты и зерно, иногда даёт им по ложке мёда либо по кусочку шоколада, а на пороге сама ставит под ноги две тарелки, принесённые из дома невестки, причем, согласно обычаю, первым в большинстве селений должен разбить тарелку муж.

Кража невесты эта проблема актуальна для армянок и по сей день. Обычно если девушка не хочет по своей воле выходить замуж или её родители против, а парень ну очень хочет на ней жениться, то он её крадёт. Процедура кражи происходит примерно так – парень подкарауливает девушку где-нибудь на улице, заталкивает в машину и увозит в неизвестном направлении, через какое-то время он (или кто-то из его родственников) звонит родственникам девушки, говорит, что она у них и вернут её, только если девушку отдадут за него замуж.

Краснодарский край отличается как многонациональностью, так и культурными ценностями. За счёт того, что некоторые представители этих народов живут на Кубани и отношения очень благоприятные  часто встречаются смешенные браки. В каждой нации доминирует их культура, но это не мешает смешивать обычаи и традиции народов живущих по соседству. Выбирая из них полюбившиеся им обряды.

 

Литература

 

1.Кубанский сборник: сб.науч.статей по истории края/Под ред. О.В.Матвеева.-Краснодар:ООО «Книга». Т.1(22).-2006.-486с.

2.Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани /Н.Т.Михайлов. – М.:Изд.Нарышкин, 2008.-840с.

3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца

XXVIIIв/ Отв.ред.акад.Б.Б.Пиотровский. - М.: Наука, 1988. 54с.

 

Мамаева Светлана Андреевна, Манукян Карине Овиковна,

студентки 3 курса специальности «Социальная работа»

Научный руководитель – Пинская М. В.,

ст.преподаватель кафедры социальной работы и социального права

филиала РГСУ в г.Анапе

 

Материалы межвузовской

научно-практической конференции, посвященной 75-летию

образования Краснодарского края,

220-летию с начала освоения Кубани черноморскими казаками

Анапа, 12 апреля 2012 года

Похожие статьи
20.04.2018
Информационный час «Береги свою жизнь-она одна» ДК с.Бужор

19 апреля 2018 года в ДК с. Бужор состоялся Информационный час «Береги свою жизнь-она одна», с просмотром видеоролика в рамках краевой акции «Кинематограф против наркотиков».

20.04.2018
Школьникам рассказали о подвиге защитников Малой земли

В рамках культурно-просветительского проекта «Герои Кубани в летописи Великой Победы», посвященного 75-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков и завершению битвы за Кавказ, в секторе краеведения детско-юношеской библиотеки имени Виктора Лихоносова состоялся патриотический час «Малая земля: наперекор врагу».

20.04.2018
«Единая Россия» проведет 18-19 мая партийную конференцию по своему обновлению и участию в реализации Послания Президента РФ

«Единая Россия» проведет в мае партийную конференцию, на которой будут обсуждаться обновление Партии и ее участие в реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Об этом сообщил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак на заседании Президиума Генсовета Партии

20.04.2018
Помаршировали...

19 апреля, специалисты Центра патриотического воспитания молодежи «Ратмир» провели занятия по строевой подготовке на базе Анапского филиала Московского педагогического государственного университета.

Комментарии: (1)
  • Ответить
    Цитировать
    Аноним устас36
    0
    /article/8178/?MID=44355&REVIEW_ACTION=DEL&sessid=ed9bc5fb4895b2c241dac46545220a59

    доклад тупой ну ваще прям!!

    #1 - 28.01 07:46


Оставить комментарий:
Имя*:
Ваш комментарий*:
Согласно правилам анапа.инфо
Интервью