Войти
Городской информационный портал - Анапа.инфо
21 Апреля 2018
время 10:19
  • 61.3222
  • 75.6532
Новости Анапы Новости Края Интервью Статьи Новости компаний Фоторепортажи
12 Января 2012
От древних Русов до Казаков

"Хощу бо,- рече,- копие приломити конець поля Половецкаго, с вами, Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону".

Слово о полку Игореве.

Кто ищет - тот найдет!

История предков наших, рода славянского и русского, сложна и во многом неизвестна. Названия народов, местности и географических объектов, у древних авторов подчас различны, что несет массу сложностей при составлении единой мозаики исторического мировоззрения каждого из нас. Общепринятые догмы официальной истории очень часто опровергаются сенсационными археологическими открытиями, вслед за которыми рождаются сотни новых теорий. Оставим полемику с обсуждением первоисточников и археологических данных, мужам ученым. Представленная  ниже теория, является версией одной из интереснейших страниц истории нашего народа.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, территория современной восточной германии, была заселена западно-славянскими племенами – Полабами, название происходит от реки Лаба (совр. Эльба). Античные историки называли их Венетами или Венедами. В состав Венетов входили неславянские племена Ругов (Русов) и Вагров (Варягов). Руги и Вагры или как будет привычнее, Русы и Варяги вели свое происхождение из Арийской касты воинов. Они не занимались ни скотоводством ни земледелием, они жили войной и торговлей. Что в те далекие времена было почти одно и тоже. Не смотря на малую территорию своих земель, имели своего короля, которого признавали властители всей Европы. Основным отличием Варягов от Русов, было то, что первые воевали преимущественно на море, а вторые на суше. Проживая в непосредственном контакте со славянскими племенами не мог не начаться процесс этногенеза- слияния культур, но Варяги и Русы блюли чистоту крови, благодаря чему мы можем утверждать, что ассимиляция славянской кровью была лишь частичной. Мы можем написать портрет Руса – воина. Это среднего роста, коренастого, атлетического телосложения мужчина, голова которого чисто выбрита, но с затылка свисает длинная светло-русая прядь волос, серые глаза горят из под густых бровей, он не носит бороды, но длинные висячие усы его достигают груди. На нем одеты широкие штаны заправленные в короткие сапоги, торс его гол, но через голову надет длинный красный плащ, который оставляет правую руку открытой, рука испещрена затейливой татуировкой. В левом ухе мужчины вдета серебряная серьга, как знак старшего сына. У бедра висит широкий, тяжелый меч и длинный боевой кинжал, а за спину закинут круглый красный щит. Не правда ли знакомый образ?! Пройдут века изменится оружие, и этот образ вновь яркой вспышкой заявит о себе в Запорожье, на Дону, да по всей земле Русской, где будет спрос на его отвагу и воинскую удачу. Но хватит лирики, вернемся к нашим Русам и Варягам.

В начале IX в.н.э. родоплеменным союзом Боричей – полабских славян, правил князь - рус Годослав (Годслав), которому была сосватана дочь Новгородского посадника Гостомысла - Умила. От этого брака родился Рюрик (Родерик). В 862 г. новгородским вече, было принято решение призвать на княжение правителя из за моря «…ибо земля наша обильна и богата, но порядка в ней нет…». Так Рюрик с родом и дружиною пришел в земли восточных славян, осел в Старой Ладоге и начал княжить в Новгороде. С Рюриком пришла и военная знать – Русы. Дальнейшая история распространения русов на территорию восточно-европейской равнины известна каждому из нас. Хочу лишь добавить, что русы и их потомки, всегда оставались воинской элитой. Знатью, которая составляла ядро ратной силы государства – Киевская Русь. А воинская элита, по определению, должна защищать самый опасный участок государства. Рассматривая геополитическую обстановку Киевской Руси X-XIII вв. можно смело утверждать, что наибольшую угрозу государству составляла степь – Хазары, Печенеги, Половцы. Степняки совершали молниеносные губительные набеги, и противостоять им могли только пограничные регулярные отряды профессионалов. Для этой цели подходили только дружины Русов. В следствии чего, Киевским князем и были организованны дружины порубежников из числа профессионалов воинов костяк которых состоял из Русов. Это нашло широкое отражение в русских былинах про «старого казака Илью Муромского».

Пришла Орда, эту лавину не смогли остановить ни малочисленные дружины Русов, ни огромная, но разрозненная рать необученных славянских воинов. Пришла Орда, но пришла не убывать, а собирать дань. А что было взять у Руса, кроме меча и коня? При этом за такую добычу обычно слетала с плеч не одна монгольская голова. Так и вышло, что Киевская Русь стала платить Золотой Орде дань, а суровые порубежники объединились в два основных центра: за Днепровскими порогами и в устье Дона, выйдя из интересов Орды, как сила сулящая большой беды и малой прибыли. Прошло три столетия, ушла Орда, и мы вновь встречаем порубежников – Русов, но уже под новым именем – Казаки. Слово – Казак имеет предположительно тюркское происхождение и не является самоназванием. Казаки жили в окружении преимущественно тюркских народов, с ними воевали, у них воровали жен от них же и получили название. По другой версии слово казак происходит от таких слов как: указ, приказ, казна, казенный, и обозначает служивого – государственного человека.

История Казаков и Русов ярка и многогранна, как и сам этот пассионарный народ. Мы приоткрыли вам всего лишь одну из ее страниц. А остальное за Вами.

Кто ищет тот найдет!!!       

Историческая хроника Тмутараканского княжества

(вторая половина X- начало XII веков н.э.)

965 г. – Хазарская кампания Киевского князя Святослава Игоревича, захват Хазарской крепости на Дону – Саркел  (Белая Вежа).

966 г. – Поход Святослава на Северный Кавказ, против ясов и касогов, захват греческого поселения Таматарха расположенного на таманском полуострове, входившего в состав Хазарского каганата. Основание на его месте города Тмутаракань и одноименного княжества, располагавшегося на территории Таманского полуострова - в дельте реки Кубань.

988 г. – Корсунский поход Князя Киевского Владимира Святославича в полуостров Крым. Присоединение части Керченского полуострова к составу Тмутараканского княжества.

988 – 1036 гг. Княжение в Тмутаракани Мстислава Владимировича Хороброго.

1022г. – Поход князя Тмутараканского Мстислава Хороброго на косогов, победа над  Редедей - предводителем войска горцев. Расширение границ княжества до западных отрогов Кавказских гор и среднего течения Кубани.

С 60-х годов XI века в Тмутаракани княжили сыновья Святослава Ярославича Черниговского - Глеб, Роман и Олег Святославичи.

Начало XII века  - конец Тмутараканского княжества, явившийся следствием захвата его территории половецкими племенами.

     

Древнерусское предание о Мстиславе и Редеде

В лето 6530  приде Ярослав к Берестию. В си же времена Мьстиславу, сущю Тмутороканю, поиде на Касогы. Слышав же се, князь Касожьскыи Редедя изиде противу тому, и ставшема обема полкома противу собе, и рече Редедя к Мьстиславу: "Что ради губиве дружину межи собою, но сы идеве ся сама борот, да аще одолееши ты, то возмеши именье мое, и жену мою, и дети мое, и землю мою, аще ли аз одолею, то възму твое все". И рече Мьстислав: "Тако буди". И рече Редедя ко Мьстиславу: "Не оружьемь ся бьеве, но борьбою". И яста ся бороти крепко и надолзе борющемася има. Нача изнемагати Мьстислав, бе бо велик и силен Редедя, и рече Мьстислав: "О Пречистая Богородице, помози ми! Аще бо удолею сему, сзижю церквь во имя Твое". И се рек, удари имь о землю, и вынзе ножь, [и] зареза Редедю, [и] шед в землю его, взя все именье его, [и] жену его, и дети его, и дань възложи на Касогы, и пришед Тьмутороканю, заложи церквь Святыя Богородица, и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани.

 

"Повесть временных лет" по Лавреньевской летописи (ПСРЛ 1997: 146-7).

В 1022 году пришел Ярослав к Бресту. В это же время Мстислав, княживший в Тмуторакани, пошел на Касогов. Узнав об этом, Касожский князь – Редедя вышел против него. И встали оба войска друг напротив друга, тогда сказал Редедя Мстиславу: «Зачем нам губить дружины свои, давай сами бороться, и если победишь ты меня, то возьмешь имущество мое и жену и детей и землю мою, а если победа будет моей, то я возьму все твое.» Мстислав же ответил «Да  будет так». Тогда сказал Редедя Мстиславу «Не оружием будем биться, но будем бороться». И боролись они сильно и долго. И начал уставать Мстислав, потому, что силен был Редедя. И сказал Мстислав « О Пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею его, построю церковь во имя твое.» Сказав это Мстислав бросил Редедю об землю, вынул нож и зарезал его. Пришел в земли Редеди, взял его богатства, жену, детей и возложил дань на Касогов. Вернувшись в Тмуторакань построил церковь Святой Богородицы, которая стоит до настоящего времени.

 

Легенда

И решил Мстислав, что победа та, над Редедею – промысел божий, и быть земле касожской под пятою русской. Для того, оградил он землю княжества новую, заставами да кордонами, поставил по горам, да по холмам крепи крепкие – детинцы дубовые, да со рвами, да со стенами. Да поставил в те крепи дружины лютые, рубежан- порубежников. Воеводить же казал там, сыновьям своим лихим. Сыновей то у князя было шестеро, да седьмая доченька. Посадил князь сыновей по крепям рубежным, а дочу, красавицу, оставил подле себя, во граде славном Тмутаракани. Вотчины свои, княжичи, супротив себя, назвали именами зверей, кои ближе к сердцу были. И звались крепи: Туров, Хортий, Орлик, Рысич, Веприн бор, да Лиски. Много крепи повидали на веку своем, и горе и радость, и верность и предательство, и честь и подлость, и великую славу побед и скорбь поражений. Много осад они сдержали, не раз открывали свои врата для блистающей сталью, чинно марширующей русской дружины.

Но пришла ночь, пришел злой степняк – половец, и как звезды пред рассветом, погасли крепи одна за другой, а за ними сгинула и мать их – Тмутаракань…

 

Книга времен мерно листает свои пожелтевшие страницы. Прошли века, и на место суровых руссов вернулись их прямые потомки – казаки! Вернулись, но уже не на век или два, а навсегда. Вернулись, чтобы возделывать эту землю, чтобы лить за нее кровь, чтобы назвать эту землю Своей!     

 

Автор статьи: Алексей Сидяков, руководитель КСИР «Сеча Радогора» 

 

Похожие статьи
20.04.2018
Информационный час «Береги свою жизнь-она одна» ДК с.Бужор

19 апреля 2018 года в ДК с. Бужор состоялся Информационный час «Береги свою жизнь-она одна», с просмотром видеоролика в рамках краевой акции «Кинематограф против наркотиков».

20.04.2018
Школьникам рассказали о подвиге защитников Малой земли

В рамках культурно-просветительского проекта «Герои Кубани в летописи Великой Победы», посвященного 75-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков и завершению битвы за Кавказ, в секторе краеведения детско-юношеской библиотеки имени Виктора Лихоносова состоялся патриотический час «Малая земля: наперекор врагу».

20.04.2018
«Единая Россия» проведет 18-19 мая партийную конференцию по своему обновлению и участию в реализации Послания Президента РФ

«Единая Россия» проведет в мае партийную конференцию, на которой будут обсуждаться обновление Партии и ее участие в реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Об этом сообщил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак на заседании Президиума Генсовета Партии

20.04.2018
Помаршировали...

19 апреля, специалисты Центра патриотического воспитания молодежи «Ратмир» провели занятия по строевой подготовке на базе Анапского филиала Московского педагогического государственного университета.

Комментарии: (1)
  • Ответить
    Цитировать
    Аноним Чеконец
    0
    /article/6617/?MID=44311&REVIEW_ACTION=DEL&sessid=9e4d71df37e34daffef37d749b81deeb
    Любо хлопцям,которорые не побоялись трудностей похода
    #1 - 12.01 10:27


Оставить комментарий:
Имя*:
Ваш комментарий*:
Согласно правилам анапа.инфо
Интервью